Preview

Вестник НИЯУ МИФИ

Расширенный поиск

НАЧАЛЬНЫЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ

https://doi.org/10.26583/vestnik.2025.2.9

EDN: PAAISA

Аннотация

Процессы, происходящие сегодня в обществе, науке, на высокотехнологических производствах, в промышленности можно охарактеризовать как сложные системы. Для решения все усложняющихся проблем нужны новые кадры с системным мышлением. Одним из ключевых вопросов современной педагогики является поиск инструментов для развития системного мышления. При этом ключевым моментом обучения системному мышлению должно стать формирование такого мышления, когда целеполагание, ответственность за результат и за последствия тех или иных решений естественным образом формировались бы в процессе обучения. В школе и вузе такими инструментами могут быть отдельные курсы, проектные формы обучения и т.п., направленные на развитие у учащихся системного мышления, тяги к знаниям, ответственности за принимаемые решения. В статье описывается экспериментальный интерактивный курс по решению кейс-ориентированных задач, разработанный и реализованный в НИЯУ МИФИ. Курс был разработан для школьников старших классов лицея-предуниверситария НИЯУ МИФИ. Особенность курса – его интерактивный характер: преподаватель выступает в роли модератора, взаимодействуя с учениками и организуя их взаимодействие между собой. Данный методологический подход не только формирует системное мышление как таковое, но и развивает навык самостоятельного поиска, способствует вовлеченности в учебный процесс, повышает мотивацию к обучению.

Об авторах

Е. Г. Врублевская
Смоленский государственный университет
Россия

доктор педагогических наук, доцент



С. В. Генисаретская
Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
Россия


А. А. Соловьев
Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
Россия


Список литературы

1. Постнеклассика: философия, наука, культура: Коллективная монография/ отв. Ред. Л.П. Киященко и В.С. Стёпин. СПб.: Издательский дом «Мiръ», 2009, 672 с.

2. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию: учебное пособие для вузов. Москва: Школа Пресс, 1995, 448 с.

3. Ворончихина Т.В., Ивонин А.О Развитие познавательной активности студентов в процессе обучения в современном вузе // Современные модели подготовки научных и научно-педагогических кадров в высшей школе, 2012. С. 39 – 41.

4. Генисаретская С.В. Опыт построения курса "Критическое мышление и основы научной коммуникации" в техническом университете // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. 2022. №2 (февраль). ART 3037. Режим доступа: http://emissia.org/offline/2022/3037.htm [дата обращения 10.02.2025].

5. Косикова С. В. О сущности учебной самостоятельности школьников и уровнях ее развития // Проблемы современного образования. 2018. № 4. С.143-150. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pmedu.ru [дата обращения 10.02.2025].

6. Апиш Ф.Н. Самостоятельная работа как способ развития мотивации и самоорганизации учебной деятельности студента // Культурная жизнь юга России, 2008. №2 (27). С.45 – 47.


Рецензия

Для цитирования:


Врублевская Е.Г., Генисаретская С.В., Соловьев А.А. НАЧАЛЬНЫЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ. Вестник НИЯУ МИФИ. 2025;14(2):173-181. https://doi.org/10.26583/vestnik.2025.2.9. EDN: PAAISA

For citation:


Vrublevskaya E.G., Genisaretskaya S.V., Solovyov A.A. INITIAL STAGES OF FORMATION OF SYSTEMS THINKING AMONG SCHOOLCHILDREN. Vestnik natsional'nogo issledovatel'skogo yadernogo universiteta "MIFI". 2025;14(2):173-181. (In Russ.) https://doi.org/10.26583/vestnik.2025.2.9. EDN: PAAISA

Просмотров: 78


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2304-487X (Print)